Кинетическое отступление

Автомобили Ford теперь будут выглядеть иначе.

Свет в зале погас, и залитая кислотно-синим сцена, где только что выступал президент европейского Ford Стивен Оделл, превратилась в подобие проекционного экрана, на котором замельтешили эскизы интерьера и экстерьера незнакомого пока еще концепта. Затем под энергичное музыкальное сопровождение раскрылся створчатый занавес и на белом вращающемся подиуме, ну совсем как праздничный торт на блюде, показался сам автомобиль. Подсвеченный красными прожекторами, с обязательными клубами бутафорского дыма, Ford Evos сверлил публику щелками светодиодных фар, будто пытаясь угадать первую реакцию на свое эффектное появление.

Первая реакция? Ну конечно же шок и удивление! Скажу честно — подобного не ожидал. Если б наверняка не знал, что в здании бывшего берлинского вокзала, ныне превращённого в модную галерею, мне покажут именно Ford, то затруднился бы с определением фирменной принадлежности прототипа. Первое, что поражает, — те самые узкие фары, словно подсмотренные у Mitsubishi Lancer Evo. Общий абрис кузова и пропорции концепта напоминают скорее Aston Martin, причем не столько Vantage V8, сколько DB9. Чисто «фордовский» узнаваемый элемент у новичка только один — это характерная трапециевидная решетка радиатора, в которой безошибочно угадывается «рыло» легендарного Mustang 1967 модельного года.

Такие машины, как Ford Evos, принято называть программными концептами, подразумевая, что большинство деталей и элементов растащат на цитаты другие серийные модели бренда, сам же он до конвейера не доберется. Впрочем, слухи о том, что «Голубой овал» планирует разработку недорогого двухдверного купе, идейного наследника знаменитой модели Capri, не утихают уже несколько лет

Так вот ты оказывается какое — будущее серийных моделей Ford. Крайне неожиданное, хотя, в целом, признаю, довольно привлекательное. Но главный вопрос в другом. Вообще с какого перепуга «Голубой овал» затеял дизайнерский переворот? Давайте разбираться.

Кое-что о дизайнерских языках…

Вслушайтесь только — Jet Fighter, L-finesse, Fluidic Sculpture, Kinetic Design. Красиво звучит, не правда ли? Все это не названия голливудских блокбастеров, как можно предположить. Под столь сочными и витиеватыми именами нам известны дизайнерские концепции соответственно Mitsubishi, Lexus, Hyundai и Ford.

Конечно, в звонком словце-другом нет ничего дурного. Вот только Нуччо Бертоне, Рэймонд Леви, Эрвин Коменда, Робер Опрон, Пьетро Фруа и десятки других гениальных дизайнеров прошлого уж как-то обходились без самого понятия «стилистическая концепция», при этом умудряясь выдавать шедевр за шедевром! Но что горевать о делах давно минувших дней… Возможно, сегодняшние автомобили и не сравнятся со своими предшественниками в утонченности стиля, зато дадут «старичкам» сто баллов форы по умению продавать себя.

— Вы не поверите, но стиль Kinetic design помог нам значительно увеличить продажи дорогих версий наших моделей, — с гордостью рассказывал мне Джей Мейз, главный креативный директор Ford Motor Company. — Скажем, 7 из 10 проданных кроссоверов Kuga приходятся на топ-версию Titanium. Даже каждый третий покупатель малышки Fiesta предпочитает доплатить за дорогое исполнение. Так что с «кинетикой» мы не прогадали!

С цифрами от мистера Мейза не поспоришь. Действительно, с тех пор, как на Франкфуртском автосалоне 2005 года концепт-кар Iosis ознаменовал начало новой эры «фордовского» дизайна, дела компании, во всяком случае, в Европе, идут очень хорошо. Подтверждение этого — прекрасно принятый публикой и прессой Focus II, хищная Fiesta, мигом вернувшая казалось бы навсегда утраченное лидерство в сегменте B, эффектный однообъемный S-Max, доказавший, что и минивэн может быть нескучным. Что там говорить, если даже Mondeo, выполненный в стиле Kinetic Design, перестал выглядеть бедным родственником на фоне VW Passat! Значит и впрямь «фордовские» дизайнеры угодили аккурат в самое яблочко.

Но позвольте, раз уж «кинетическая» концепция оказалась столь успешной, зачем же от нее отказываться? Кто в здравом уме режет курицу, несущую золотые яйца?

Смена ориентации

Перемены давно уже напрашивались. Дело в том, что меньше, чем через год после шумного дебюта Iosis в президентское кресло Ford уселся новый человек — Алан Малалли. Энергичный калифорниец, от рядового инженера дослужившийся до президента авиационной корпорации Boeing, сразу же развил в Дирборне бурную деятельность. Даже ему, как будто далекому от автомобильной сферы специалисту, показалась странной политика компании, подразумевавшая разработку разных моделей для разных рынков. Тот же Focus для европейского и американского покупателя различался как небо и земля. Ничего общего, кроме названия, не было и у пикапов Ranger, продававшихся по разные стороны Атлантики. Та же тема и в среднем классе — европейцы, которым предлагается Mondeo, и слыхом не слыхивали о полноразмерных седанах Fusion и Taurus. ? наоборот.

— Когда мистер Малалли спросил, почему мы вкладываем деньги в разработку трех разных Focus вместо того, чтобы сделать одну машину, удовлетворяющую вкусы покупателей и в Европе, и в Америке, и, скажем, в Австралии, мы лишь пожимали плечами,.. — вспоминает неприятный разговор Джей Мейз.

Справедливости ради надо признать, что такую же политику проповедует не только Ford, но и General Motors, и некоторые японские бренды. С другой стороны, европейцы от Audi и BMW до Mercedes-Benz и Volkswagen успешно продают по разные стороны океана одни и те же модели. В итоге «Голубой овал» решил пойти по европейскому пути. Так появилась программа One Ford, подразумевающая создание единой линейки моделей для всех стран и континентов. Ее первым живым воплощением и станет дебютирующий 12 сентября во Франкфурте прототип Ford Evos, на который мне удалось взглянуть за две недели до официальной премьеры.

Дизайнеры не удержались от соблазна, наградив Evos не одной, а сразу двумя парами дверей в стиле «крыло чайки». Впрочем, это, пожалуй, самый нежизненный элемент концепта. Многие другие черты Evos мы, наверняка, увидим на серийных моделях Ford

Что характерно, речь идет не о банальной смене вывески. Новое дизайнерское направление во многом уходит от ставшего уже привычным «Кинетического дизайна», хотя и не рвет с ним до конца.

На шести китах

В чем же прелесть новой стилистической концепции? По сути, она опирается на шесть основополагающих принципов — «?нновационный силуэт» , «Осязаемая эффективность», «?зысканные поверхности», «Техническая графика», «Новое лицо Ford» и «Визуальное ощущение качества».

Опять двадцать пять — еще один набор красивых фраз?! Увы, так и есть, хотя, по счастью, на сей раз это не пустые слова. Скажем, «инновационность» силуэта Evos станет очевидной, как только распахнутся двери автомобиля и по спортивному подтянутое купе на деле окажется фастбеком четырехдверкой.

Любопытный момент — водительское кресло в салоне красного цвета, тогда как остальные сидушки белые. «Нам было важно подчеркнуть избранное положение водителя Evos!» — оправдывает необычное решение Джей Мейз

Окей, идем дальше… Согласитесь, даже человек далекий от профессиональных представлений о дизайне несомненно назовет образ модели эффективным с точки зрения аэродинамики. На ощущение обтекаемости и легкости работают и сильно заваленное лобовое стекло, и скрытые центральные стойки крыши, и покатая задняя часть. В этом-то и состоит задача «Осязаемой эффективности». Другая ключевая составляющая дизайнерского языка — уменьшение числа украшательских элементов, вроде тех же подштамповок, заложенная в понятие «?зысканные поверхности». Если некоторые современные автомобили используют набор линий, обводов, углов и прочих рюшечек, которого хватит на две, а то и три модели, Evos, напротив, минимизирует количество декоративных, лишенных функциональности элементов, подчеркивая примат основной формы над мелкими деталями.

Технологичный и современный облик модели в то же время обеспечивает «Техническая графика», суть которой, к примеру, и в совершенно новом взгляде на оптику.

— Фары иных современных моделей выросли до абсурдных размеров, они порой занимают полкапота, — вполне справедливо сетует Мейз. — Многие, похоже, забыли, что светотехника — не фетиш и не предмет самовыражения дизайнера, а всего лишь прибор для освещения дороги!

Соглашаясь с Джеем, нельзя не отметить, что в пропаганде абсурдно больших фар здорово преуспели и «фордовские» стилисты. Ну ладно-ладно, теперь в любом случае все будет по-другому — у Evos узкие бойницы светодиодов выглядят очень изысканно и, образно выражаясь, не тянут одеяло на себя.

Задняя оптика, как и предельно функциональный диффузор, не уступят по изяществу и лаконичности передним фарам

Но, возможно, главное, что радует в облике концепта, — уход от давно надоевшей разверстой пасти в нижней части переднего бампера. Теперь перевёрнутая трапеция в уменьшенном и более, так сказать, аккуратном виде переместилась наверх, превратившись в решетку радиатора. Помножьте все это на подчеркнутое внимание к деталям и улучшенное качество отделочных материалов салона и вы получите весьма полное представление о том, как автомобили Ford будут выглядеть уже в ближайшем будущем.

Помимо собственно нового стиля «фордовских» моделей, Evos представляет и свежий взгляд на развлекательно-информационную систему. Заточенный под так называемую «облачную» клиент-серверную технологию, Evos может настраивать, изменять и контролировать сотни разнообразных параметров. Скажем, машина посредством ITunes знает, какую музыку вы слушаете дома, и самостоятельно закачивает ее в музыкальный центр. ?ли другой пример. Если впереди по маршруту дорога, изобилующая поворотами, Evos сам предлагает перейти в режим спортивных настроек шасси. Что уж там говорить, если автомобиль отслеживает даже пульс водителя, справляясь о вашем самочувствии!

Вообще-то ближайшее будущее — понятие весьма растяжимое. Но «фордовцы» не дадут заскучать — до премьеры первой серийной модели, созданной в новом стиле, остаются не годы, а всего-навсего четыре месяца. Очевидно, что громкий дебют запланирован на Детройтском автошоу в январе 2012-го. Что это будет за машина? Стоп-стоп — на этом месте Джей Мейз лишь загадочно улыбается.

Хотя излишняя секретность, на наш взгляд, уже ни к чему. Почти наверняка, речь идет о новом седане, который на рынке Северной Америки должен принять пост у Taurus и Fusion, а в Европе стать сменщиком Mondeo.

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.